Животные холодных стран


Цель:Расширять знания о климатических зонах планеты.
Задачи: Формировать представление о климате в холодных странах и природных явлениях; об обитателях данной климатической зоны; систематизировать знания об особенностях приспособления животных к среде обитания; закрепить представление о северном полюсе; дать естественно – научные знания; развивать умение сравнивать животных; активизировать словарный запас; стимулировать развитие связной речи; воспитывать бережное отношение к живым существам.
Ход

Воспитатель: – Ребята! Я предлагаю сегодня отправиться на далёкий Север. Кто знает, где находится Север?
Ответы детей.
1 слайд
Воспитатель: – Для этого нам нужно посмотреть на глобус и найти там северную точку земной оси. Там и находится Северный полюс.
– Как нам нужно одеться для путешествия?
Ответы детей.
Воспитатель: – Одеться нужно очень тепло, потому что Северный полюс одно из самых холодных мест на планете. Температура в Арктике летом не выше 0 °C, а зимой опускается до – 40 °C. На северном полюсе отсутствуют времена года, полгода полярный день и полгода полярная ночь. Лето короткое и прохладное. Даже летом там лежит снег и не тает лёд.
2 слайд
Воспитатель: – Кто знает, почему в Арктике никогда не бывает времён года? Ответы детей.
Воспитатель: – Потому что северная точка Земли никогда не приближается к Солнцу.
3 слайд
Воспитатель: – Кто знает, какое чудо бывает на Севере? Ответы детей.
Воспитатель: – Там бывает северное сияние. Северное сияние – красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток. В один миг появляются бегущие цветные лучи и полосы или на всём небосводе с востока на запад вспыхивает многоцветный пульсирующий занавес. Северное сияние появляется, когда на Солнце происходят взрывы. К Земле устремляются частицы взрыва. Когда они, долетев до Земли, сталкиваются с атмосферой, начинают светиться.
4 слайд
Воспитатель: – Раз там так холодно, значит никто не живёт?
Ответы детей.
Воспитатель: – На Севере России живут юкагиры, энцы, тувинцы-тоджинсы, кереки, орочи, кеты, коряки, чукчи, алеуты, эскимосы, тубалары, ненцы, телеуты, манси, эвены, эвенцы, шорцы, эвенки, нанайцы, нганасаны, алюторцы, вепсы, чулымцы, тазы, чуванцы, сойты, долганы, ительмены, камчадалы, тофалары, умандинцы, ханты, чулканцы, негидальцы, нивхи, ульта, саамы, селькупы, теленгиты, ульчи, удэгейцы.
– Так вот туда-то мы и отправимся в путешествие. Но сначала разомнёмся. Динамическая пауза «Мы идём!».
Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).
Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).
Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).
Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).
Где же он кончается? (пожимают плечами).
Дуют ветры ледяные, (машут руками).
Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).
Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).
Там согреешься едва ли… (обнимают себя).
Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).
Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).
5 слайд
Воспитатель: – Растения и животные Севера живут в очень непростых для жизни условиях. Здесь нет деревьев и очень мало кустарников. Чтобы не умереть от сильного холода и скудного меню, обитателям пришлось сильно постараться. Одни обросли длинной густой шерстью, другие обзавелись толстой прослойкой жира. Из-за слабого растительного покрова многие обитатели Арктики являются хищниками и предпочитают охотиться на других животных. Растительноядные виды питаются водорослями, мхами и лишайниками.
6 слайд
Воспитатель: – Но вот мы дошли до Северного Ледовитого океана. В нём холодная вода. Чтобы узнать, кто нам поможет там встретиться, нужно отгадать загадку.
Загадка.
В жизни всякое бывает, но ласты с ног он не снимает. В океане целый день толстый северный…(тюлень).
– Рассмотрите это животное. Что у него вместо лап? (Ласты). Благодаря им тюлень очень быстро плавает в воде, но очень неповоротлив на суше. От холода его защищает толстый слой жира. Нам тоже нужно согреться.
Динамическая пауза «Мороз».
А мороз-то, ой-ой-ой, (обхватить плечи руками и поёжиться).
Но не хочется домой. (покачать головой).
Руки трите, трите, трите, (далее выполняются движения по тексту).
Ручками похлопайте И на ручки подышите.
Ножками потопайте. Попрыгайте на месте, А после сядьте вместе.
7 слайд
Воспитатель: – Это детёныш тюленя. Детёнышей тюленя называют бельками. Как вы думает почему? (Потому что они белого цвета.).
Как вы думаете, для чего им этот окрас? (Ответы детей).
8 слайд
Воспитатель: – Мать приплывает к маленькому тюленю только один раз в день, чтобы покормить его молоко. Беззащитный детёныш белого цвета незаметен хищникам на льду. Шерсть греет малыша, пока он не накопит толстый слой жира.
9 слайд
Воспитатель: – Чтобы узнать, кто ещё живёт среди снегов и льда, нужно отгадать загадку.
Загадка.
Длинный мех бел, как снег. Ест тюленей и рыб на обед. Он отличный пловец И заботливый отец.
(белый медведь).
10 слайд
Воспитатель: – Белый медведь считается крупнейшим сухопутным хищником Земли. Он достигает около трех метров в длину и весит 400-500 килограмм. Он живет на дрейфующих льдинах, зимой может заходить на материк. Ему необходимо много еды, поэтому основной добычей медведя являются морские зайцы, моржи и нерпы. Кроме них хищник может есть водоросли, рыбу. Белые или полярные медведи зимой в спячку не впадают. Зимой они спят больше, чем летом, но это не та общеизвестная зимняя спячка животных. Они спят в норах и пещерах из снега и льда. Самки белых медведей спят зимой больше, чем самцы. Они залегают в берлогу, их заносит снегом иногда на недели. Во время этого зимнего сна рождаются детеныши.
11 слайд
Воспитатель: – У белого медведя есть брат. – Как его зовут? (Бурый медведь).
12 слайд
Дидактическая игра «Сравни медведей».
Воспитатель: – Где живут медведи? (Бурый медведь живёт в лесу, а белый – на северном полюсе)
Какого цвета шерсть у медведей? (У бурого шерсть коричневая, у белого – белая).
Что едят медведи? (Бурый медведь ест малину, рыбу, а белый медведь – рыбу и тюленей).
Где спят медведи? (Бурый медведь спит в берлоге, а белый медведь в снегу).
Все ли медведи впадают в спячку? (Бурый медведь спит зимой, а белый нет).
13 слайд
Воспитатель: – Как вы думаете, смог бы бурый медведь выжить на Северном полюсе, а белый в лесу? (Ответы детей).
Воспитатель: – Бурый медведь замёрз бы, а белому медведю было бы очень жарко в лесу. А ещё у белого медведя лапы покрыты шерстью даже с нижней стороны, чтобы не скользить на льду.
14 слайд
Воспитатель: – А вот ещё один обитатель северных широт. Это морж. Он является родственником тюленей. Вес такого животного достигает одной тонны. Природа одарила моржей огромными бивнями, которые помогают им ворошить дно, чтобы добывать для еды моллюсков. Кроме того, они им нужны для самозащиты в случае опасности. Поскольку моржи и сами хищники, то они нападают на других животных. Например, на тюленей и нерп.
15 слайд
Воспитатель: – Распространённый житель заснеженной тундры – северный олень. Существуют дикие олени, но некоторые из них одомашнены народами севера. Длина их дела составляет около двух метров, а высота в холке чуть более метра. Северные олени покрыты шерстью, которая меняет свой оттенок от серого до бурого, в зависимости от времени года. Они являются обладателями ветвистых рогов, а их глаза во тьме полярной ночи светятся жёлтым цветом.
16 слайд
Воспитатель: – Какое животное называют серым разбойником?
Ответы детей.
Воспитатель: – Так называют волка. На Севере тоже живёт волк. Чем он отличается от нашего серого разбойника?
Ответы детей.
Воспитатель: – У северного волка белая шерсть. Внешне это животное выглядит, как очень большая остроухая собака с пушистым, обычно опущенным хвостом. Окрас густого двухслойного меха – светлый. Полярные волки всеядны и способны питаться практически всеми видами корма, но могут прожить без пищи целую неделю.
17 слайд
Фильм «Обитатели Арктики».
Итог:
– Где мы с вами сегодня побывали? (На северном полюсе).
– Каких животных встретили? (Ответы детей.).
– А что вам понравилось, запомнилось больше всего?

Добавить комментарий