К КОНЦУ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (К 5 ГОДАМ) РЕБЁНОК МОЖЕТ:
Окружающий мир
– Называть знакомые предметы ближайшего окружения и их назначение.
– Определять их цвет, величину, форму, вес (лёгкий, тяжёлый)
– Ориентироваться в их расположении по отношении к ребёнку (далеко, близко, высоко)
– Знать материалы, из которых изготовлены предметы ближайшего окружения (дерево, бумага, ткань, глина, металл)
– Знать их свойства (прочность, твёрдость, мягкость)
– Знать о разных видах общественного транспорта (самолёт, пароход)
– Название родного города, села;
– Знать основные трудовые действия повара, врача
– Знать и называть некоторые овощи (огурец, помидор, морковь, репа, свекла, лук и т.д.)
– Знать и называть некоторые фрукты (яблоко, груша, персик, апельсин, лимон и т.д.)
– Знать и называть некоторые ягоды (малина, смородина, крыжовник, слива)
– Знать и называть некоторые растения (одуванчик, мать-и-мачеха, осока, клевер и т.д.)
– Знать и называть виды деревьев (ель, сосна, берёза, клён, дуб, тополь и т.д.)
– Знать и называть некоторые комнатные растения
– Знать, что растения выращивают из семян
– Знать и называть домашних животных, птиц и их детёнышей. Знать об их пользе, о труде человека по уходу за ними
– Знать и называть некоторых диких животных и их детёнышей (заяц, лиса, медведь, белка, ёж). Знать об их жизни в природе
– Узнавать по голосам 2 – 3 птиц
– Называть насекомые (бабочку, жука, муравья и др.)
– Узнавать мухомор как несъедобный гриб
– Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.
– Называть времена года
– Основные трудовые действия врача, повара, продавца, парикмахера. О профессиях людей.
– О характерных признаках города и села. Отличать город от села;
– Об элементарных правилах поведения в городе и природе;
– О разных видах общественного транспорта;
– О семье и взаимопомощи членов семьи;
– Об основных частях тела человека и их назначении;
– Об элементарных правилах поведения и личной гигиены;
– Об условиях роста растений; о выращивании овощей и фруктов;
– Об основных особенностях сезонной жизни природы, жизни людей;
– О домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными) и о жизни диких животных в природе.
– Отличать времена года и их признаки;
– Отличать и называть деревья и кустарники;
– Называть грибы и ягоды;
– Отличать съедобные части растений от несъедобных;
– Узнавать мухомор как несъедобный гриб;
– Правильно себя вести на занятии (давать полный ответ, задавать вопрос воспитателю и ребятам и т.п.).
Формирование элементарных математических представлений
– Различать составные части группы предметов
– Называть характерные особенности предметов (цвет, размер, назначение)
– Количественный счёт до 10
– Уметь отвечать на вопрос сколько всего?
– Сравнивать количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 10)
– Сравнивать количество предметов двух групп путём поштучного соотнесения предметов (составление пар)
– Сравнивать два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные) на основе приложения их к друг другу или наложения
– Различать и знать характерные отличия круга, квадрата, треугольника, шара, куба
– Определять положение предметов по отношению к себе в пространстве (вверху-внизу, впереди-сзади)
– Уметь двигаться в нужном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо)
– Определять части суток
– Соотносить предметы-заместители (числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе;
– Сравнивать количества элементов в множествах, выраженных смежными числами (четыре – пять, пять – шесть, шесть – семь, семь – восемь, восемь – девять, девять – десять) путем составления пар с помощью слов столько же, не столько же, равно, не равно;
– Ориентироваться на плоскости с помощью слов: на, под, за, рядом, с, между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху – вниз, слева – направо (различать положение предметов на рисунке относительно заданного предмета);
– Выделять предметы из группы по общему признаку, сравнивать предметы, разбивать предметы на группы (классы) в соответствии с общим признаком (в том числе и геометрические фигуры);
– Сравнивать объекты (до 5) по длине, ширине, толщине в серии предметов;
– Ориентироваться во времени на основе слов вчера, сегодня, завтра, сначала – потом, раньше – позже;
– Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–5 деталей по образцу.
– Находить отличия между 2-я картинками; складывать пазлы, картинку из четырёх частей; выделять лишнее из группы предметов и объяснить выбор; находить предмету пару.
– Считать в пределах пяти прямо и обратно, соотносить количество предметов с цифрой; сравнивать две группы предметов, уравнивать двумя способами;
Развитие речи
– Употреблять слова:
– с обобщающим значением (транспорт, посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты, животные и др.),
– обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный и др.)
– обозначающие этические (хитрый, добрый) и эстетические (красивый, нарядный) качества
– Уметь образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница)
– Правильно произносить все звуки родного языка
– Выделять первый звук в слове
– С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки
– Рассказывать о содержании сюжетной картинки
– Согласовывать слова в роде и числе
– Составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предмету
– Назвать любимую сказку, прочитать понравившееся стихотворение, считалку
– Рассматривать иллюстрированные издания детских книг
– Драматизировать (инсценировать) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок)
– Группировать слова по указанным признакам, объединять их в тематические группы;
– Образовывать новые слова, формы слов по знакомым моделям;
– Составлять словосочетания, предложения по картинке;
– Строить конструкции с различными предлогами;
– Отвечать на вопросы педагога;
– Пересказывать текст по зрительной опоре.
– Самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев;
– Инсценировать сказки, знакомые произведения;
– Домысливать текст;
– Воспроизводить сюжет, выделить и назвать главных героев;
– Участвовать в совместном обсуждении;
– Рассказывать по иллюстрациям
– Правильно произносить все звуки (возможны трудности со звуками «р», «л»)
– Последовательно связно высказываться;
– Использовать все части речи, соотносить их в роде, числе и падеже;
– Задавать и отвечать на вопросы;
– Составлять рассказ из личного опыта, по картине, серии картин (3-4 предложения)
– Слушать и пересказывать несложный текст, отвечать по содержанию;
– Образовывать форму множественного числа имён существительных; п
– Правильно употреблять предлоги;
– Рассказывать народные сказки, читать наизусть стихи разной тематики, малые фольклорные формы (потешки, считалки и т.д.)
Навыки мелко – моторные и самообслуживания
Малыш должен сам:
– одеваться и раздеваться;
– обуваться и разуваться;
– развязывать шнурки;
– пользоваться столовыми приборами;
– чистить зубы;
– мыть лицо и руки;
– пользоваться носовым платком;
– посещать туалет и не забывать мыть после него руки;
– сохранять правильное положение тела, сидя за столом;
– убирать игрушки и предметы творчества
– застегивать пуговицы/крючки/молнии
– демонстрировать в воздухе кольца, по очереди соединяя каждый из пальцев с большим
– штриховать фигурки прямыми линиями без выхода за контур
– закрашивать картинки карандашом без выхода за контур
– делать прямые линии посередине дорожки без выхода за края
– делать вертикальные/горизонтальные/наклонные линии требуемого размера
– пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
– есть самостоятельно, не проливать пищу, убирать за собой посуду, помогать сервировать стол
Изобразительная деятельность
– Знать и называть цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, голубой, розовый, коричневый, оранжевый, светло-зелёный)
– Уметь рисовать линии (широкие кистью плашмя, узкие и точки концом ворса кисти)
– Закрашивать кистью, карандашом, в одном направлении
– Ритмично наносить мазки, не выходя за пределы контура
– Уметь рисовать предметы округлой, овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной формы
– Уметь передавать в рисунке, расположение частей объекта, их соотношение по величине, используя разные материалы
– Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи
– Уметь рисовать несложный по содержанию сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов
– Уметь лепить предметы, используя приёмы:
– защипывание краёв формы кончиками пальцев с лёгким оттягиванием краёв, сплюснутого шара
— вытягивание отдельных частей из целого куска
— сглаживание пальцами поверхности вылепленного предмета и примазывание частей
— вдавливать середину шара, цилиндра
– Лепить предметы, объединять их в коллективную композицию
– Уметь пользоваться стекой
– Уметь правильно держать ножницы
– Резать по прямой, по диагонали (квадрат, прямоугольник, треугольник)
– Вырезать круг из квадрата
– Вырезать овал из прямоугольника
– Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей
– Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур
– Знать и называть основные детали строительного материала
– Использовать строительные детали с учётом их конструктивных свойств
– Преобразовывать постройки в длину, высоту. ширину, соблюдая принцип постройки образца
– Уметь сгибать прямоугольный лист бумаги пополам
– Уметь держать карандаш, кисть, пользоваться акварелью и гуашью;
– Передавать форму предметов, соотносить части по величине, составлять узор на полосе, круге, квадрате, чередуя элементы;
– Создавать сюжетный рисунок из нескольких предметов;
– Рисовать по замыслу; по образцу;
– Пользоваться приёмами оттягивания, вдавливания, сглаживания; лепить предметы из нескольких частей; использовать стеку.