Консультация для родителей «Уровень развития ребёнка среднего возраста к концу года или что должен знать и уметь ребёнок к 5 годам»

К КОНЦУ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (К 5 ГОДАМ) РЕБЁНОК МОЖЕТ:

Окружающий мир

– Называть знакомые предметы ближайшего окружения и их назначение.

– Определять их цвет, величину, форму, вес (лёгкий, тяжёлый)

– Ориентироваться в их расположении по отношении к ребёнку (далеко, близко, высоко)

– Знать материалы, из которых изготовлены предметы ближайшего окружения (дерево, бумага, ткань, глина, металл)

– Знать их свойства (прочность, твёрдость, мягкость)

– Знать о разных видах общественного транспорта (самолёт, пароход)

– Название родного города, села;

– Знать основные трудовые действия повара, врача

– Знать и называть некоторые овощи (огурец, помидор, морковь, репа, свекла, лук и т.д.)

– Знать и называть некоторые фрукты (яблоко, груша, персик, апельсин, лимон и т.д.)

– Знать и называть некоторые ягоды (малина, смородина, крыжовник, слива)

– Знать и называть некоторые растения (одуванчик, мать-и-мачеха, осока, клевер и т.д.)

– Знать и называть виды деревьев (ель, сосна, берёза, клён, дуб, тополь и т.д.)

– Знать и называть некоторые комнатные растения

– Знать, что растения выращивают из семян

– Знать и называть домашних животных, птиц и их детёнышей. Знать об их пользе, о труде человека по уходу за ними

– Знать и называть некоторых диких животных и их детёнышей (заяц, лиса, медведь, белка, ёж). Знать об их жизни в природе

– Узнавать по голосам 2 – 3 птиц

– Называть насекомые (бабочку, жука, муравья и др.)

– Узнавать мухомор как несъедобный гриб

– Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

– Называть времена года

– Основные трудовые действия врача, повара, продавца, парикмахера. О профессиях людей.

– О характерных признаках города и села. Отличать город от села;

– Об элементарных правилах поведения в городе и природе;

– О разных видах общественного транспорта;

– О семье и взаимопомощи членов семьи;

– Об основных частях тела человека и их назначении;

– Об элементарных правилах поведения и личной гигиены;

– Об условиях роста растений; о выращивании овощей и фруктов;

– Об основных особенностях сезонной жизни природы, жизни людей;

– О домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными) и о жизни диких животных в природе.

– Отличать времена года и их признаки;

– Отличать и называть деревья и кустарники;

– Называть грибы и ягоды;

– Отличать съедобные части растений от несъедобных;

– Узнавать мухомор как несъедобный гриб;

– Правильно себя вести на занятии (давать полный ответ, задавать вопрос воспитателю и ребятам и т.п.).

 

Формирование элементарных математических представлений

– Различать составные части группы предметов

– Называть характерные особенности предметов (цвет, размер, назначение)

– Количественный счёт до 10

– Уметь отвечать на вопрос сколько всего?

– Сравнивать количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 10)

– Сравнивать количество предметов двух групп путём поштучного соотнесения предметов (составление пар)

– Сравнивать два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные) на основе приложения их к друг другу или наложения

– Различать и знать характерные отличия круга, квадрата, треугольника, шара, куба

– Определять положение предметов по отношению к себе в пространстве (вверху-внизу, впереди-сзади)

– Уметь двигаться в нужном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо)

– Определять части суток

– Соотносить предметы-заместители (числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе;

– Сравнивать количества элементов в множествах, выраженных смежными числами (четыре – пять, пять – шесть, шесть – семь, семь – восемь, восемь – девять, девять – десять) путем составления пар с помощью слов столько же, не столько же, равно, не равно;

– Ориентироваться на плоскости с помощью слов: на, под, за, рядом, с, между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху – вниз, слева – направо (различать положение предметов на рисунке относительно заданного предмета);

– Выделять предметы из группы по общему признаку, сравнивать предметы, разбивать предметы на группы (классы) в соответствии с общим признаком (в том числе и геометрические фигуры);

– Сравнивать объекты (до 5) по длине, ширине, толщине в серии предметов;

– Ориентироваться во времени на основе слов вчера, сегодня, завтра, сначала – потом, раньше – позже;

– Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–5 деталей по образцу.

– Находить отличия между 2-я картинками; складывать пазлы, картинку из четырёх частей; выделять лишнее из группы предметов и объяснить выбор; находить предмету пару.

– Считать в пределах пяти прямо и обратно, соотносить количество предметов с цифрой; сравнивать две группы предметов, уравнивать двумя способами;

 

Развитие речи

– Употреблять слова:

– с обобщающим значением (транспорт, посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты, животные   и др.),

– обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный и др.)

– обозначающие этические (хитрый, добрый) и эстетические (красивый, нарядный) качества

– Уметь образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница)

– Правильно произносить все звуки родного языка

– Выделять первый звук в слове

– С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки

– Рассказывать о содержании сюжетной картинки

– Согласовывать слова в роде и числе

– Составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предмету

– Назвать любимую сказку, прочитать понравившееся стихотворение, считалку

– Рассматривать иллюстрированные издания детских книг

– Драматизировать (инсценировать) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок)

– Группировать слова по указанным признакам, объединять их в тематические группы;

– Образовывать новые слова, формы слов по знакомым моделям;

– Составлять словосочетания, предложения по картинке;

– Строить конструкции с различными предлогами;

– Отвечать на вопросы педагога;

– Пересказывать текст по зрительной опоре.

– Самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев;

– Инсценировать сказки, знакомые произведения;

– Домысливать текст;

– Воспроизводить сюжет, выделить и назвать главных героев;

– Участвовать в совместном обсуждении;

– Рассказывать по иллюстрациям

– Правильно произносить все звуки (возможны трудности со звуками «р», «л»)

– Последовательно связно высказываться;

– Использовать все части речи, соотносить их в роде, числе и падеже;

– Задавать и отвечать на вопросы;

– Составлять рассказ из личного опыта, по картине, серии картин (3-4 предложения)

– Слушать и пересказывать несложный текст, отвечать по содержанию;

– Образовывать форму множественного числа имён существительных; п

– Правильно употреблять предлоги;

– Рассказывать народные сказки, читать наизусть стихи разной тематики, малые фольклорные формы (потешки, считалки и т.д.)

 

Навыки мелко – моторные и самообслуживания

Малыш должен сам:

– одеваться и раздеваться;

– обуваться и разуваться;

– развязывать шнурки;

– пользоваться столовыми приборами;

– чистить зубы;

– мыть лицо и руки;

– пользоваться носовым платком;

– посещать туалет и не забывать мыть после него руки;

– сохранять правильное положение тела, сидя за столом;

– убирать игрушки и предметы творчества

– застегивать пуговицы/крючки/молнии

– демонстрировать в воздухе кольца, по очереди соединяя каждый из пальцев с большим

– штриховать фигурки прямыми линиями без выхода за контур

– закрашивать картинки карандашом без выхода за контур

– делать прямые линии посередине дорожки без выхода за края

– делать вертикальные/горизонтальные/наклонные линии требуемого размера

– пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

– есть самостоятельно, не проливать пищу, убирать за собой посуду, помогать сервировать стол

 

Изобразительная деятельность

– Знать и называть цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, голубой,  розовый, коричневый, оранжевый, светло-зелёный)

– Уметь рисовать линии (широкие кистью плашмя, узкие и точки концом ворса кисти)

– Закрашивать кистью, карандашом, в одном направлении

– Ритмично наносить мазки, не выходя за пределы контура

– Уметь рисовать предметы округлой, овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной формы

– Уметь передавать в рисунке, расположение частей объекта, их соотношение по величине, используя разные материалы

– Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи

– Уметь рисовать несложный по содержанию сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов

– Уметь лепить предметы, используя приёмы:

–    защипывание краёв формы кончиками пальцев с   лёгким оттягиванием краёв, сплюснутого шара

— вытягивание отдельных частей из целого куска

— сглаживание пальцами поверхности вылепленного предмета и примазывание частей

— вдавливать середину шара, цилиндра

– Лепить предметы, объединять их в коллективную композицию

– Уметь пользоваться стекой

– Уметь правильно держать ножницы

– Резать по прямой, по диагонали (квадрат, прямоугольник, треугольник)

– Вырезать круг из квадрата

– Вырезать овал из прямоугольника

– Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей

– Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур

– Знать и называть основные детали строительного материала

– Использовать строительные детали с учётом их конструктивных свойств

– Преобразовывать постройки в длину, высоту. ширину, соблюдая принцип постройки образца

– Уметь сгибать прямоугольный лист бумаги пополам

– Уметь держать карандаш, кисть, пользоваться акварелью и гуашью;

– Передавать форму предметов, соотносить части по величине, составлять узор на полосе, круге, квадрате, чередуя элементы;

– Создавать сюжетный рисунок из нескольких предметов;

– Рисовать по замыслу; по образцу;

– Пользоваться приёмами оттягивания, вдавливания, сглаживания; лепить предметы из нескольких частей; использовать стеку.

Добавить комментарий