Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование – в литературе также называют логическими приемами мышления.
Необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий “подвох” и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Логические задачи.
- Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
- Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
- Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
- Под елкой цветок не растет, Под березой не растет грибок. Что растет под елкой?
- Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
- Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ. Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:
Логические игры.
«Продолжи ряд»
Ребенку называют один предмет. Взрослый просит продолжить ряд в данной классификации.
«Найди лишнее слово»
Ребенок называет лишнее слово и объясняет, почему он так считает.
Яблоко, слива, огурец, груша (лишнее слово огурец, потому что это овощ, а остальные слова обозначают фрукты).
Молоко, творог, сметана, хлеб Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
Платье, свитер, шапка, рубашка Береза, дуб, сосна, земляника
Воробей, синица, стрекоза, ворона Дуб, колокольчик, береза, рябина
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития детей.
«Аналогии»
Ребенку предлагается подобрать слово, аналогично первой паре слов
Варианты слов:
Ложка – кушать, а нож- ….
Пила – пилить, а топор – ….
Тетрадь – писать, а книга – …..
Игла – шить, ножницы – …..
Кровать – спать, стул – ……
Можно разнообразить игру и предложить ребенку исправить ошибку.
«Исправь ошибку»
Муха – ползает, змея – летает. Пироги – варят, суп – пекут.
Собака мяукает, а кошка лает. Лицо чистят, а зубы умывают.
Врач – учит, учитель – лечит. Певица танцует, а балерина – поет.
Ночью светло, а днем темно.
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Стимуляция логического мышления с помощью вопросов «Сколько?», «Где?» «Когда?»
«СКОЛЬКО?»
- Сколько у тебя глаз, ушей, носов, пальцев на правой или левой руке, ноге?
- Сколько времен года? 3. Сколько дней в неделе?
- Сколько цветов в радуге? 5. Сколько месяцев в году?
Сколько рогов у коровы? 6. Сколько планет вращается вокруг Солнца?
- Сколько ножек у стула? 8. Сколько звезд на небе?
Вопрос «ГДЕ?»
- Где продают лекарства? 2. Где растут фрукты?
- Где люди могут плавать зимой? 4. Где берут книги для чтения?
- Где пекут хлеб? 6. Где смотрят спектакли?
- Где ремонтируют часы? 8. Где люди подстригаются?
- Где оставляют автомобили, когда ими не пользуются?
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время дня, можно тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада домой. Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.
Вопрос «КОГДА?»
- Когда на деревьях появляются листочки? 2. Когда небо темное?
- Когда люди ужинают? 4. Когда светит Солнце?
- Когда начинает таять снег? 6. Когда люди завтракают?
- Когда в доме включают свет? 8. Когда убирают урожай?
Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени. Таким образом, до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.
Сравнение предметов (понятий)
“Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?” Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок старшего дошкольного возраста должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам (муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня).
Отгадывание небылиц
Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Вот вчера – иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: “Ку-ка-ре-ку!” – и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу – гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю – сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду – и уплыла.