Цель: Формирование гордости за свой народ.
Задачи: Учить формулировать предложения, составлять связный рассказ, слушать, быть внимательным;
Воспитывать любовь к Родине, правильную гражданскую позицию;
Развивать умение рассказывать монологом, диалогом, умение не бояться выступать на публике.
Ход
2 слайд
Саша:
– Недавно я ездил в город Брест. Там есть крепость – герой.
Воспитатель:
– Кто знает, почему крепость называется героем? Ведь героями обычно называют людей?
Ответы детей.
Воспитатель:
– Город – герой или крепость – герой – это высшая степень отличия. Её дают тем, кто прославился своей героической обороной во время Великой Отечественной войны.
Саша:
– Брестская крепость находится в другой стране – в Беларуси. Она очень древняя.
3 слайд
Воспитатель:
– Город Брест расположен на границе разных государств и за него здесь всегда шли войны. Поэтому было решено переместить город в сторону, а на старом месте построить крепость. Крепость обнесли длинной толстой стеной. Толщина стены 2 метра. В крепости жили военные со своими семьями.
4 слайд
Саша:
– Когда началась война, жильцы мирно спали, ведь было всего 4 часа утра. Телефонная связь тут же была повреждена. Фашисты разгромили аэродром и военную технику. Они очень хотели взять крепость.
Воспитатель:
– В крепости Бресте жили жёны и дети командиров. В дни боёв они помогали обороняться от врагов.
5 слайд
Саша:
– В крепости не было воды. Хотя вокруг была вода, но к ней подступиться было нельзя – фашисты обстреливали все берега. Еда закончилась, а привезти было нельзя – дороги тоже обстреливались врагами.
6 слайд
Воспитатель:
– Вокруг стоял вой авиабомб и снарядов, оглушающий грохот взрывов, крушащих камень. (аудио запись)
7 слайд
Саша:
– Немцы были уверены, что к 12 часам дня они возьмут крепость. Но, крепость держалась. Без воды, без еды, без связи. Около месяца длилась героическая оборона Брестской крепости.
Воспитатель:
– Даже жестокий противник был потрясён мужеством защитников крепости. Вот что фашисты написали в донесении своему командованию:
«Офицеры и солдаты всегда оборонялись до последней минуты. Требование о сдаче не оказывало никакого воздействия».
8 слайд
Саша:
– Защитники крепости продолжали бой до последнего патрона, до последней капли крови. Брестскую крепость немцы хотели взять через 8 часов, а бились за неё долгий месяц.
Воспитатель:
– Защитники крепости бились потому, что слово “Родина” для них было не пустым звуком. Такую надпись потом обнаружат историки на стенах.
Таких надписей было много.
9 слайд
Воспитатель:
– В этих надписях, то безымянных, то подписанных, то набросанных второпях карандашом, то просто нацарапанных на штукатурке штыком или пулей, бойцы заявляли о своей решимости сражаться насмерть, посылали прощальный привет Родине и товарищам, говорили о преданности народу.
10 слайд
Воспитатель:
– Вглядитесь в израненные стены крепости и опалённые огнём войны деревья.
Саша:
– Почти вся крепость лежала в развалинах. Я видел эту крепость. Видел развалины. Крепость до сих пор стоит разрушенная войной. Посмотрите на эти стены. По ним видно, какие жестокие проходили здесь бои.
Воспитатель:
– К началу июля (через месяц), после особенно масштабной бомбардировки и артиллерийского обстрела, противнику удалось захватить укрепление.
11 слайд
Воспитатель:
– Сегодня над Брестом ясное небо. С годами исчезли воронки от бомб и снарядов. Там, где грохотали взрывы, теперь мирно поют птицы. Но память о подвиге советских солдат вечна. Вот почему Брестской крепости присвоено почётное звание «Крепость – герой».
12 слайд
Саша:
– Я видел скульптуру советского солдата. Подходил к Вечному огню, возлагал цветы.
13 слайд
Саша:
– Там стоит скульптура «Жажда». Защитники крепости хотели пить, но воды не было, так как водопровод был разрушен. А воду из реки не могли взять, так как берег реки обстреливался.
Воспитатель:
– Фашисты убили более 40 тысяч горожан. Но и сами понесли большие потери. Вот как любили Родину люди России, и за неё отдали жизнь, чтобы мы с вами сейчас могли жить свободно и счастливо!
Саша:
– Я привёз много фотографий. Посмотрите.
Демонстрация слайдов с фотографиями.
Итог.