Игра «Подбери слова». Спросите ребёнка: – Какой бывает дом? (высокий, низкий, большой, красивый, деревянный). – Что делает повар? (варит, солит, наливает). – Что бывает голубым? (море, глаза, небо). – Какое слово походит этим словам: – Зелёное, кудрявое, стройное? (берёза). – Идут, отстают, спешат? (часы).
Игра «Доскажи словечко». Ребёнок добавляет к заданному слогу другие слоги, чтобы получилось другое слово: СА – мовар, СА – молёт, СА – мокат, СА – хар.
Игра «Доскажи предложение». Ребёнок заканчивает предложение, начатое взрослым: «Мама купила в магизине…».
Игра «Скажи наоборот». Ребёнок начинает осваивать антонимы: Большой –маленький, широкий – узкий, горячий – холодный…
Игра «Словесная цепочка». Ребёнок учится подбирать слова. Взрослый называет исходное слово, например «кошка», и спрашивает: – Какая бывает кошка? (пушистая, ласковая). – Что ещё бывает ласковым? (солнце, мама, ветер). – Каким ещё может быть ветер? (холодным, сильным). – Кто ещё бывает сильным? (папа, дождь).
Игра «Что из чего сделано?». Ребёнок учится преобразовывать прилагательные и существительные: – Как назвать одним словом стакан, если он сделан из стекла? (стеклянный). – Сок из яблок? (яблочный). – Морс из клюквы? (клюквенный). – Ворота из железа? (железные).
Игра «Я знаю пять названий». Классификация. Взрослый перечисляет пять названий чего – либо, например: «Я зная пять птиц – сорока, галка, скворец, ворона, воробей». Затем, названия птиц перечисляет ребёнок. Аналогично с животными, посудой, мебелью и т. д.
Игра «Цепочка слов». Взрослый произносит первое слово так, чтобы ребёнок услышал последний звук, с этого звука ребёнок называет своё слово: ветер – ракета – аквариум – молния…
Игра «Услышь звук». Взрослый просит ребёнка назвать слово, которое начинается с определённого звука.
Игра «Загадки». Вы загадываете ребёнку загадку об окружающих предметах, называя самые существенные признаки предмета (форма (если возможно её определить), размер, цвет, материал, предназначение). Затем ребёнок делает то же самое.
Чаще читайте ребёнку. Чтение играет важную роль. Ребёнок усваивает новые слова, узнаёт новые словосочетания, у него расширяется словарный запас. А иллюстрации в книге отличное средство для развития в целом.
Пересказывайте, описывайте картинки, предметы. Спросите ребёнка: – Что он видит на картинке, что нравится, не нравится. – Чего здесь много (мало)? – Какие предметы похожи и чем? – Какие предметы начинаются со звука «с», («м»)…- Что делают люди (звери). – «Что было до этого (после).