Краткосрочный проект “Кашу кушай, а сказку слушай: умом — разумом смекай да на ус мотай ” для средней группы

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Алексей Николаевич Толстой

Актуальность

В психическом развитии ребёнка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. В среднем возрасте происходят заметные изменения в освоении словообразования: начинается активное словотворчество.

Особой задачей является приобщение детей к художественной литературе. Художественные произведения рассматриваются как самоценность. Детям необходимо читать каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений. Каждое новое слово, оборот речи педагог должен пояснять детям или предлагать осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования. Из книг, телепередач, рассказов взрослых малыши получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. После 4 лет 6 месяцев дети начинают стремительно “взрослеть”. Обучение их рассказыванию становится более успешным. Ввиду того, что на пятом году жизни у детей не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как удержание мотива, последовательности действий, педагог должен помогать дошкольникам составлять рассказ, подсказывая им.

Ребенок четырех лет – это уже “потребитель” всевозможной информации, фантазер и мастер потрясающих выводов и обобщений, любознательный слушатель. Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов. Объемнее и сложнее стали сказки. В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают носителями определенных качеств: лиса умна, хитра и артистична; заяц бахвал и воображала. Но эти качества характеризуют и людей: “Сказка ложь, да в ней намек!”

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту.

Большинство детей не владеют умением строить описание и повествование, нарушая структуру и последовательность, не могут связать предложения и отдельные части высказывания.  Поэтому важно  правильно организовать речевую среду, призванную обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом.

Тип проекта:

краткосрочный

Срок  реализации проекта: 1 неделя

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатель.

Цель проекта:

Воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования речи; положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира.

Задачи:

– совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос,

– обогащать словарь детей;

– формировать потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи;

-развивать способности понимать произведения русского народного творчества;

– поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности;

– формировать умение активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять в речи слова – все части речи.

– развивать умение составлять связное высказывание, умение аргументировать.

– формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство

– упражнять в решении творческих задач.

– развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

для педагога:

– повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

– удовлетворенность работой;

– систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию речи, коммуникативных способностей через различные виды деятельности.

для детей:

– развивать речь детей, обогащать словарный запас через приобщение к богатствам русской художественной литературы,

– развитие детского творчества через активное общение и участие в театрализованной  деятельности; повышение уровня речевой культуры;

– способность к речевому планированию;

– развитие «чувства инициативы»;

– навыки коммуникативного общения;

– у детей сформируется устойчивый интерес к сказкам и другим произведениям художественной литературы,

– будет сформировано представление о диалогической речи,

– сформируется умение активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять в речи слова – все части речи

Методы и приёмы:

– наглядный: демонстрация иллюстраций, показ способов действий,

– словесный: объяснение, диалогическая речь

– игровой: игры – драматизации, игры – инсценировки, дидактические игры, настольно – печатные

Этапы проекта:

  1. Организационный

Определение целей и задач проекта.

Изучение необходимой литературы

Подбор методического материала.

Разработка плана для реализации проекта.

Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат
1 Подбор материалов по теме проекта Воспитатель

 

Создание базы для реализации проекта
2. Составление плана основного этапа проектирования Воспитатель Разработана стратегия решения возникших проблем

 

2.Основной

Мероприятия Тема Задачи Участники Ожидаемый результат
1 Понедельник

Совместная деятельность

Чтение сказки «Жихарка»; Значение слов «домовничать», «подпечье», «заслонка»

 

Пословицы о хитрости:

Хитрость паче силы.

На языке медок, а на сердце ледок.

Хитрость хитростью побеждают.

 

 

 

 Развивать способность понимать     произведения художественной литературы;

 

Учить внимательно относиться к образному слову, эмоционально воспринимать сказку

 

 

Воспитатель

Дети

 

Обогатить словарь детей;

 

 

 

 

 

 

Развить ассоциативное мышление

 

 

 

2 Вторник

Совместная деятельность

Рассказ эпизода сказки “Жихарка” по иллюстрации

Дидактическая игра:

«Выложи сказку» (Дети раскладывают картинки в соответствии с сюжетом сказки)

Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (формировать внимательность, наблюдательность);

 

Воспитатель

Дети

Отвечать на вопросы взрослого, используя все части речи.
3 Среда

Продуктивная деятельность

 

 

 

 

Совместная деятельность

Рисование «Сказочный герой – Мышка из сказки “Курочка Ряба»

 

 

 

 

Пальчиковая игра «В гости к бабушке»

Развивать творческие способности в создании продуктов деятельности

 

 

 

 

Воспитатель

Дети

Дети, используя различный художественный материал (карандаши, краски, мелки) создают работы

Развитие образного воображения, мелкой моторики рук

 

4 Четверг

Совместная деятельность

Театрализованная игра  «Угадай, кто пришёл»

 

Научить ребёнка быть раскованным, воспитывать умение импровизировать через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. Воспитатель

Родители

 

Активизировать интерес к театральному искусству
5 Пятница

Совместная театрализованная деятельность

Инсценировка сказки «Красная Шапочка» Создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности; развитие желания активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвуя в совместной игре; развитие речи и коммуникативных навыков, приобщение  к театрализованной деятельности. Воспитатель

Родители

 

Развитие творческих способностей детей

 

 

Завершающий этап

 

Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат
1 Выступление с театрализованной постановкой перед родителями Воспитатель Предоставить возможность большему количеству родителей посмотреть представление детей
2 Оформление презентации проекта Воспитатель

 

Проводимая работа по развитию связной речи дала свои результаты.
Даже после такого кратковременного проекта наблюдалась динамика развития речи: высокий уровень  показали  29% детей, средний – 61%, низкий уровень -10%.

Используемая литература:

1) М.А. Васильева “Программа воспитания и обучения в детском саду”,

2) Г.Я. Затулина “Программа воспитания в детском саду”,

3) О.С. Ушакова “Развитие речи и творчества дошкольников”,

4) Р.И. Габова “Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста”,

5) А.М. Бородич “Методика развития речи детей”,

6) О.А. Шорохова “Играем в сказку”.

 

Драматизация русской народной сказки

« Красная Шапочка»

Цель: продолжать работу по развитию речевых способностей детей; развивать театральные, творческие способности; прививать интерес к народным сказкам; воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма; продолжить обучение рассказыванию текстов по ролям.

Персонажи: мама, Красная Шапочка, Волк, бабушка, Охотник.

Подготовка к игре: пересказ сказки, обсуждение характерных особенностей героев; разучивание слов.

 

Ход игры:

 

 Рассказчик: Жила-была в деревне маленькая девочка. Бабушка подарила ей ко дню рождению красную шапочку. Девочка всюду в ней ходила, не снимая. Так ее и прозвали – Красная Шапочка. Однажды мама девочки испекла пирожки и говорит…

Мама: Сходи-ка, дочка, проведай больную бабушку да отнеси ей пирожки и горшочек масла.

Рассказчик: Идет Красная Шапочка лесом, а навстречу ей волк…

Волк: Куда идешь?

Красная Шапочка: К бабушке, несу ей пирожки и горшочек масла.

Волк: Я тоже хочу навестить твою бабушку. Давай так: ты иди по той дороге, а я по этой. Кто быстрее дойдет?

Рассказчик: Так и пошли. Волк по короткой дорожке, а Красная Шапочка по длинной

Песенка Красной Шапочки

Рассказчик: Волк быстро добежал до бабушкиного дома.

Волк: Тук-тук! (стучится в дверь)

Бабушка: Кто там?

Волк: Это я, ваша внучка. Гостинец принесла.

Бабушка: Дерни за веревочку, дитя моё. Дверь и откроется

Рассказчик: Волк дернул за веревочку, дверь отворилась. Бросился он на бабушку и проглотил ее! Улегся волк на бабушкину постель и накрылся одеялом. Тем временем Красная Шапочка добралась до бабушкиного дома.

Красная Шапочка: Тук-тук! (стучит в дверь). Это я ваша внучка принесла пирожки и горшочек масла.

Волк: Дерни за веревочку, дитя моё. Дверь и откроется.

Красная Шапочка: Бабушка, а почему у вас такой грубый голос?

Волк: Я простудилась, дитя моё.

Красная Шапочка: А почему у вас такие большие глаза?

Волк: Что бы тебя лучше видеть, дитя мое!

Красная Шапочка: А почему у вас такие большие зубы?

Волк: Чтобы съесть тебя, Красная Шапочка!

Рассказчик: Бросился Волк на Красную Шапочку и проглотил ее вместе с башмачками.

В это время мимо бабушкиного дома проходил охотник. Он заглянул в окно и увидел волка.

Охотник: Вот ты где мне попался, разбойник!

Рассказчик: Вскинул охотник ружье и застрелил Волка. Вошёл охотник в дом. Смотрит..

Охотник: Что-то брюхо у Волка очень уж раздутое. А не съел ли он бабушку?

Рассказчик: Взял охотник нож и разрезал Волку живот. Оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка. Обе живые и невредимые.

Бабушка: Спасибо, тебе охотник за то, что нас спас! Угощайся пирожками!

Рассказчик: Вот и сказки конец, а кто слушал молодец

Добавить комментарий