Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
Алексей Николаевич Толстой
Актуальность
В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. В среднем возрасте происходят заметные изменения в освоении словообразования: начинается активное словотворчество.
Особой задачей является приобщение детей к художественной литературе. Художественные произведения рассматриваются как самоценность. Детям необходимо читать каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений. Каждое новое слово, оборот речи педагог должен пояснять детям или предлагать осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования. Из книг, телепередач, рассказов взрослых малыши получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. После 4 лет 6 месяцев дети начинают стремительно “взрослеть”. Обучение их рассказыванию становится более успешным. Ввиду того, что на пятом году жизни у детей не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как удержание мотива, последовательности действий, педагог должен помогать дошкольникам составлять рассказ, подсказывая им.
Ребенок четырех лет – это уже “потребитель” всевозможной информации, фантазер и мастер потрясающих выводов и обобщений, любознательный слушатель. Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов. Объемнее и сложнее стали сказки. В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают носителями определенных качеств: лиса умна, хитра и артистична; заяц бахвал и воображала. Но эти качества характеризуют и людей: “Сказка ложь, да в ней намек!”
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту.
Большинство детей не владеют умением строить описание и повествование, нарушая структуру и последовательность, не могут связать предложения и отдельные части высказывания. Поэтому важно правильно организовать речевую среду, призванную обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом.
Тип проекта:
краткосрочный
Срок реализации проекта: 1 неделя
Участники проекта:
Дети средней группы, воспитатель.
Цель проекта:
Воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования речи; положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира.
Задачи:
– совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос,
– обогащать словарь детей;
– формировать потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи;
-развивать способности понимать произведения русского народного творчества;
– поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности;
– формировать умение активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять в речи слова – все части речи.
– развивать умение составлять связное высказывание, умение аргументировать.
– формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство
– упражнять в решении творческих задач.
– развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
для педагога:
– повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
– удовлетворенность работой;
– систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию речи, коммуникативных способностей через различные виды деятельности.
для детей:
– развивать речь детей, обогащать словарный запас через приобщение к богатствам русской художественной литературы,
– развитие детского творчества через активное общение и участие в театрализованной деятельности; повышение уровня речевой культуры;
– способность к речевому планированию;
– развитие «чувства инициативы»;
– навыки коммуникативного общения;
– у детей сформируется устойчивый интерес к сказкам и другим произведениям художественной литературы,
– будет сформировано представление о диалогической речи,
– сформируется умение активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять в речи слова – все части речи
Методы и приёмы:
– наглядный: демонстрация иллюстраций, показ способов действий,
– словесный: объяснение, диалогическая речь
– игровой: игры – драматизации, игры – инсценировки, дидактические игры, настольно – печатные
Этапы проекта:
- Организационный
Определение целей и задач проекта.
Изучение необходимой литературы
Подбор методического материала.
Разработка плана для реализации проекта.
№ | Мероприятия | Ответственные | Ожидаемый результат |
1 | Подбор материалов по теме проекта | Воспитатель
|
Создание базы для реализации проекта |
2. | Составление плана основного этапа проектирования | Воспитатель | Разработана стратегия решения возникших проблем |
2.Основной
№ | Мероприятия | Тема | Задачи | Участники | Ожидаемый результат |
1 | Понедельник
Совместная деятельность |
Чтение сказки «Жихарка»; Значение слов «домовничать», «подпечье», «заслонка»
Пословицы о хитрости: Хитрость паче силы. На языке медок, а на сердце ледок. Хитрость хитростью побеждают.
|
Развивать способность понимать произведения художественной литературы;
Учить внимательно относиться к образному слову, эмоционально воспринимать сказку
|
Воспитатель
Дети
|
Обогатить словарь детей;
Развить ассоциативное мышление
|
2 | Вторник
Совместная деятельность |
Рассказ эпизода сказки “Жихарка” по иллюстрации
Дидактическая игра: «Выложи сказку» (Дети раскладывают картинки в соответствии с сюжетом сказки) |
Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (формировать внимательность, наблюдательность);
|
Воспитатель
Дети |
Отвечать на вопросы взрослого, используя все части речи. |
3 | Среда
Продуктивная деятельность
Совместная деятельность |
Рисование «Сказочный герой – Мышка из сказки “Курочка Ряба»
Пальчиковая игра «В гости к бабушке» |
Развивать творческие способности в создании продуктов деятельности
|
Воспитатель
Дети |
Дети, используя различный художественный материал (карандаши, краски, мелки) создают работы
Развитие образного воображения, мелкой моторики рук
|
4 | Четверг
Совместная деятельность |
Театрализованная игра «Угадай, кто пришёл»
|
Научить ребёнка быть раскованным, воспитывать умение импровизировать через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. | Воспитатель
Родители
|
Активизировать интерес к театральному искусству |
5 | Пятница
Совместная театрализованная деятельность |
Инсценировка сказки «Красная Шапочка» | Создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности; развитие желания активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвуя в совместной игре; развитие речи и коммуникативных навыков, приобщение к театрализованной деятельности. | Воспитатель
Родители
|
Развитие творческих способностей детей |
Завершающий этап
№ | Мероприятия | Ответственные | Ожидаемый результат |
1 | Выступление с театрализованной постановкой перед родителями | Воспитатель | Предоставить возможность большему количеству родителей посмотреть представление детей |
2 | Оформление презентации проекта | Воспитатель |
Проводимая работа по развитию связной речи дала свои результаты.
Даже после такого кратковременного проекта наблюдалась динамика развития речи: высокий уровень показали 29% детей, средний – 61%, низкий уровень -10%.
Используемая литература:
1) М.А. Васильева “Программа воспитания и обучения в детском саду”,
2) Г.Я. Затулина “Программа воспитания в детском саду”,
3) О.С. Ушакова “Развитие речи и творчества дошкольников”,
4) Р.И. Габова “Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста”,
5) А.М. Бородич “Методика развития речи детей”,
6) О.А. Шорохова “Играем в сказку”.
Драматизация русской народной сказки
« Красная Шапочка»
Цель: продолжать работу по развитию речевых способностей детей; развивать театральные, творческие способности; прививать интерес к народным сказкам; воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма; продолжить обучение рассказыванию текстов по ролям.
Персонажи: мама, Красная Шапочка, Волк, бабушка, Охотник.
Подготовка к игре: пересказ сказки, обсуждение характерных особенностей героев; разучивание слов.
Ход игры:
Рассказчик: Жила-была в деревне маленькая девочка. Бабушка подарила ей ко дню рождению красную шапочку. Девочка всюду в ней ходила, не снимая. Так ее и прозвали – Красная Шапочка. Однажды мама девочки испекла пирожки и говорит…
Мама: Сходи-ка, дочка, проведай больную бабушку да отнеси ей пирожки и горшочек масла.
Рассказчик: Идет Красная Шапочка лесом, а навстречу ей волк…
Волк: Куда идешь?
Красная Шапочка: К бабушке, несу ей пирожки и горшочек масла.
Волк: Я тоже хочу навестить твою бабушку. Давай так: ты иди по той дороге, а я по этой. Кто быстрее дойдет?
Рассказчик: Так и пошли. Волк по короткой дорожке, а Красная Шапочка по длинной
Песенка Красной Шапочки
Рассказчик: Волк быстро добежал до бабушкиного дома.
Волк: Тук-тук! (стучится в дверь)
Бабушка: Кто там?
Волк: Это я, ваша внучка. Гостинец принесла.
Бабушка: Дерни за веревочку, дитя моё. Дверь и откроется
Рассказчик: Волк дернул за веревочку, дверь отворилась. Бросился он на бабушку и проглотил ее! Улегся волк на бабушкину постель и накрылся одеялом. Тем временем Красная Шапочка добралась до бабушкиного дома.
Красная Шапочка: Тук-тук! (стучит в дверь). Это я ваша внучка принесла пирожки и горшочек масла.
Волк: Дерни за веревочку, дитя моё. Дверь и откроется.
Красная Шапочка: Бабушка, а почему у вас такой грубый голос?
Волк: Я простудилась, дитя моё.
Красная Шапочка: А почему у вас такие большие глаза?
Волк: Что бы тебя лучше видеть, дитя мое!
Красная Шапочка: А почему у вас такие большие зубы?
Волк: Чтобы съесть тебя, Красная Шапочка!
Рассказчик: Бросился Волк на Красную Шапочку и проглотил ее вместе с башмачками.
В это время мимо бабушкиного дома проходил охотник. Он заглянул в окно и увидел волка.
Охотник: Вот ты где мне попался, разбойник!
Рассказчик: Вскинул охотник ружье и застрелил Волка. Вошёл охотник в дом. Смотрит..
Охотник: Что-то брюхо у Волка очень уж раздутое. А не съел ли он бабушку?
Рассказчик: Взял охотник нож и разрезал Волку живот. Оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка. Обе живые и невредимые.
Бабушка: Спасибо, тебе охотник за то, что нас спас! Угощайся пирожками!
Рассказчик: Вот и сказки конец, а кто слушал молодец