К задачам в реализации нравственного воспитания дошкольников относятся:
- формирование доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
- защита и укрепление психического и духовного здоровья ребёнка.
Если заглянуть в целевые ориентиры ФГОС, то мы прочитаем, что дошкольнику необходимо привить:
– установку положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе,
– умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
– научить договариваться, учитывать интересы и чувства других,
– научить сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.
Данных ориентиров невозможно достичь без развития у детей эмоционального интеллекта. Что это такое?
Эмоциональный интеллект – это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей, и управлять этим, это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в обществе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации, достигать поставленных целей.
Ребёнок – дошкольник, выражая эмоции, ещё не может их контролировать. Соответственно проявляет незрелый эмоциональный интеллект.
Никому не секрет, что наши эмоции влияют на здоровье, помогают добиться успеха в делах. Поэтому так важно научиться регулировать собственное эмоциональное состояние.
Для развития эмоционального интеллекта дошкольников, их необходимо научить понимать чувства другого человека, будь то взрослый или ребёнок. Научить ставить себя на его место, чувствовать его переживания и эмоции. У данного понятия есть ещё один термин – эмпатия. При развитой эмпатии вырабатывается умение осознанного противостояния злу, умение проявлять радость за другого.
На основе самопознания у детей формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально – принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребёнок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие.
Цель данных игр:
– Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.
Правила состоят в следующем:
- Собрать все эмоции из половинок. К изображению Маши подобрать разные эмоциональные портреты. К изображениям мальчиков подобрать соответствующие эмоции грибов.
- Дать название каждой эмоции.
- Проанализировать изменения частей лица в каждой эмоции.
- Повторить эмоцию самостоятельно (можно с помощью зеркала).
- Сделать предположение, чем может быть вызвана данная эмоция.
- Дать ей характеристику, положительная она или отрицательная. (злорадство, жадность, жалость, гнев..).